Анализ стихотворения «Почта» Маршака
Произведение «Почта» Самуила Яковлевича Маршака впервые появилось в осеннем номере журнала «Дружные ребята».
Стихотворение написано не позднее 1927 года. Сорокалетний поэт активно публикуется, сотрудничает с различными детскими журналами, знакомится с Б. Пастернаком, проводит весну в Северо-Кавказском крае, переписывается с маленьким сыном. В жанровом отношении – это целая поэма, сюжет которой повествует о бешеной гонке заказного письма за путешествующим детским писателем Б. Житковым, другом С. Маршака. Автор поражает воображение советского ребенка одним только перечислением стран, имен и названий. При этом он преследует несколько целей, среди которых важнейшие – обогатить кругозор ребенка и сформировать у него позитивный настрой к простым жителям далеких стран, к людям рабочим и служащим, таким похожим, несмотря на разницу в часовых поясах и климате. Адресатами подобных стихов с. Маршака были дети переломной эпохи – уже не знавшие, в большинстве своем, нянь и собственных детских комнат, основная, как тогда говорили, «масса» потребителей новой советской поэзии для детей. Автор взялся объяснить им некоторые явления современной жизни, впрочем, не совсем и новые, но упущенные детской литературой дореволюционных лет. На первый план здесь выходит не просто человек, а его полезная функция, в данном случае, труд почтальона. Начало давно стало афоризмом. Современного ребенка поражает сама униформа (ведь сегодня не везде ее можно увидеть на почтальоне), бляшка из настоящей меди и загадочная цифра «5» — не иначе как принадлежность к какому-то тайному обществу (впрочем, скорее всего, номер почтового участка). «Герр Житков» также непонятная личность без контекста того времени. А вот советские дети знали такого писателя и путешественника. Также перечислены города СССР, которые обошло письмо в поисках адресата-непоседы. С важной точностью переданы переговоры работников учреждений, сообщающих: вылетел, уехал, отправился. Парадоксальным образом письмо догнало адресата опять-таки в Ленинграде, куда он успел вернуться. В финале, вполне в духе К. Чуковского, поется слава (ода) «честным почтальонам» всего мира. Композицию, соответственно, можно считать кольцевой. Рифмовка типичная для С. Маршака – смежная и перекрестная, ритм – быстрого шага, глагольность, восклицания, вопросы, россыпь чисел, диалогов, словесный портрет сотрудников почты разных стран и континентов, олицетворение (пролетит, пробежит, заклеенный пассажир). Инверсия: качаются плакаты. Базилио: стойкая ассоциация имени с историей про Буратино. Впрочем, она еще не была написана.
Динамичная история «Почта» С. Маршака — один из образцов новаторской поэзии 1920-х годов.
1 Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Ленинградский почтальон. У него Сегодня много Писем В сумке на боку Из Ташкента, Таганрога, Из Тамбова И Баку. В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Все разнес по адресам. 2 Заказное из Ростова Для товарища Житкова! Заказное для Житкова? Извините, нет такого! Где же этот гражданин? Улетел вчера в Берлин. 3 Житков за границу По воздуху мчится Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут. Пакеты по полкам Разложены с толком, В дороге разборка идет, И два почтальона На лавках вагона Качаются ночь напролет. Открытка В Дубровку, Посылка В Покровку, Газета На станцию Клин. Письмо В Бологое. А вот заказное Пойдет за границу — в Берлин. 4 Идет берлинский почтальон, Последней почтой нагружен. Одет таким он франтом: Фуражка с красным кантом. На темно-синем пиджаке Лазурные петлицы. Идет и держит он в руке Письмо из-за границы. Кругом прохожие спешат. Машины шинами шуршат, Одна другой быстрее, По Липовой аллее. Подводит к двери почтальон, Швейцару старому поклон. Письмо для герр Житкова Из номера шестого! Вчера в одиннадцать часов Уехал в Англию Житков! 5 Письмо Само Никуда не пойдет, Но в ящик его опусти Оно пробежит, Пролетит, Проплывет Тысячи верст пути. Нетрудно письму Увидеть свет: Ему Не нужен билет. На медные деньги Объедет мир Заклеенный Пассажир. В дороге Оно Не пьет и не ест И только одно Говорит: Срочное. Англия. Лондон. Вест, 14, Бобкин-стрит. 6 Бежит, подбрасывая груз, За автобусом автобус. Качаются на крыше Плакаты и афиши. Кондуктор с лесенки кричит: Конец маршрута! Бобкин-стрит! По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит Шагает быстро мистер Смит В почтовой синей кепке, А сам он вроде щепки. Идет в четырнадцатый дом, Стучит висячим молотком И говорит сурово: Для мистера Житкова. Швейцар глядит из-под очков На имя и фамилию И говорит: — Борис Житков Отправился в Бразилию! 7 Пароход Отойдет Через две минуты. Чемоданами народ Занял все каюты. Но в одну из кают Чемоданов не несут. Там поедет вот что: Почтальон и почта. 8 Под пальмами Бразилии, От зноя утомлен, Шагает дон Базилио, Бразильский почтальон. В руке он держит странное, Измятое письмо. На марке — иностранное Почтовое клеймо. И надпись над фамилией О том, что адресат Уехал из Бразилии Обратно в Ленинград. 9 Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон. Он протягивает снова Заказное для Житкова. Для Житкова? Эй, Борис, Получи и распишись! 10 Мой сосед вскочил с постели: Вот так чудо в самом деле! Погляди, письмо за мной Облетело шар земной. Мчалось по морю вдогонку, Понеслось на Амазонку. Вслед за мной его везли Поезда и корабли. По морям и горным склонам Добрело оно ко мне. Честь и слава почтальонам, Утомленным, запыленным. Слава честным почтальонам С толстой сумкой на ремне!
Понедельник, 23.07.2012, 17:12:00
Старые детские стихи. С каким талантом и любовью написаны они. Предлагаем Вашему вниманию стихотворения С.Я Маршака » Почта» (1927г.) и «Почта военная» (1943г), а также (ниже) предлагаем Вам материалы об этих стихотворениях : краткая заметка С.Я.Маршака о «Почте военной» и фрагмент из » Заметок о детских стихах С. Маршака» Александра Ивича, о Маршаке и Б.Житкове из дневников Е.Шварца. Искренне надеемся, что это чтение будет для Вас интересным и приятным.
Старые детские стихи. С каким талантом и любовью написаны они. Предлагаем Вашему вниманию стихотворения С.Я Маршака » Почта» (1927г.) и «Почта военная» (1943г), а также (ниже) предлагаем Вам материалы об этих стихотворениях : краткая заметка С.Я.Маршака о «Почте военной» и фрагмент из « Заметок о детских стихах С. Маршака» Александра Ивича. . Искренне надеемся, что это чтение будет для Вас интересным и приятным.
С.Я. Маршак
Почта (Борису Житкову)
***
С.Я. Маршак. Почта военная
— 1 —
— 2 —
— 3 —
— 4 —
— 5 —
— 6 —
— 7 —
— 8 —
— 9 —
— 10 —
***
Из примечаний С.Я.Маршака к «Почте»
В письме к Д. Балашову Маршак объясняет некоторые изменения в тексте: «В новом издании книжки «Почта» (Вы ошибочно называете ее «Письмом») я давноуже хотел восстановить берлинского почтальона. Во время войны редакция егоисключила, а потом механически переиздала эти стихи.Что касается «седого Базилио», то тут Ваше замечание явнонесправедливо. «Дон Базилио» был заменен «седым Базилио» не изсентиментальности и отнюдь не из «ханжества», а только потому, что прип ереиздании книги я узнал, что в Бразилии (единственной из стран Латинской Америки) говорят не по-испански, а по-португальски, и поэтому там нет приставки «дон». (Источник:«ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.СКАЗКИ. ПЕСНИ. ЗАГАДКИ.ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ «А» ДО «Я».СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.ПОВЕСТИ В СТИХАХ».Подготовка текста и примечания В. И. Лейбсона)
С.Я.Маршак о «Почте военной»
Примечания Почта военная. — Впервые в «Литературной газете», 1952, № 66, 31 мая. В период Великой Отечественной войны С.Я. Маршак трижды выезжал на фронт. В архиве хранится удостоверение, выданное Политическим отделом 7-й Стрелковой дивизии:»Поэт С.Я. Маршак находился в 7-й Стрелковой дивизии Действующей Армии с 20 сентября по 24 сентября 1941 г.После проведения политработы в частях и подразделениях тов. Маршак возвращается в город Москву». О второй поездке, состоявшейся в июльские дни 1942 года, рассказывает генерал П.Ф. Иванов: «По просьбе Самуила Яковлевича мы собрали солдат, выполняющих на передовой обязанности письмоносцев. С.Я. Маршак внимательно и подробно расспрашивал их, как доставляются письма, просил вспомнить различные боевые эпизоды, рассказать о чувствах бойцов, получающих вести от родных и любимых» (П.Ф. Иванов, В Пятой Армии. — Архив С.Я. Маршака). О третьей поездке, во время которой, очевидно, окончательно оформился замысел «Почты военной», см. письмо С.Я. Маршака С.М. Маршак и Я.С. Маршаку от 19 февраля 1943 года (Комментарий к I т. наст. изд., стр. 534).
***
Александр Ивич. Заметки о детских стихах С. Маршака (фрагмент)
К рассказу о профессии Маршак вернулся … в «Почте». Представление о работе почтальона поэт дает не изображением всех его действий, как в «Пожаре», и, пожалуй, даже не по основным признакам профессии, а в отдельных красочных и запоминающихся деталях, которые пробуждают фантазию читателя и заставляют его по пунктирному изображению воссоздать образы людей, стран, городов. Критики отмечали, что «Почта» построена как загадка — недаром она начинается со строк:
И снова сюжетная перекличка. «Почта» 1927 года и «Почта военная» 1943 года. Герой баллады — «воин армии почтовой», советский патриот, а не тот добродушный ленинградский почтальон (в сущности, родной брат пожарного Кузьмы), который проходил перед читателем наряду с лондонским и бразильским письмоносцами, разыскивая Бориса Житкова, чтобы вручить ему письмо.
-рассказывает Маршак о бойце, приславшем письмо с фронта во флигель. Это не механическое смыкание, не подмена детских стихов взрослыми. В структуре поэмы Маршака есть особенности, характерные и важные именно для детских стихов. Очень отчетливо членение большой поэмы: каждый из восьми эпизодов — как бы отдельное стихотворение, со своим драматическим сюжетом, своей настроенностью, своим ритмическим движением. Образы внутри каждого эпизода конкретны, близки детям — их эмоциональность сочетается с живописностью. Есть элемент сказочности в перекличке между собой запечатанных вестей. Очень прост, ясен синтаксис и словарь — семилетний не найдет незнакомых слов, кроме, может быть, названий городов. Ни одна поэтическая фраза не будет темна для него. Но разве какой-либо из этих признаков противопоказан просто поэзии? Конечно, нет. «Детскость» стихов в том, что эта доступность образов, языка, конструкции соблюдена с последовательностью и строгостью, необязательной для «взрослой» поэзии. Из простых элементов поэт создал сложное произведение без ущерба для его доступности. Сложность рассказа — в идейной насыщенности, богатстве, разнообразии содержания и эмоций. «Почта военная» — баллада о людях, сражающихся за родину, — одно из произведений, подтверждающих правильность мнения Белинского, Чернышевского, Горького о доступности детям почти всякой темы, если художник нашел подходящие выразительные средства.
***
Подробности:http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txthttp://bibliogid.ru/articles/2185http://s-marshak.ru/articles/ivich.htmhttp://marshak.ouc.ru/pochta-voennaya.htmlhttp://s-marshak.ru/works/prose/prose21.htm
http://www.auction-imperia.ru/i/booklot/1235152615.jpghttp://www.teremok.in/images/Pochta1.jpghttp://bayun.ru/covers/2116.jpghttp://s-marshak.ru/books/p/p20/p20_03.jpg
Рубрика:Лучшая часть жизни
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация:
- https://rustih.ru/samuil-marshak-pochta/
- http://vseskazki.su/detskie-stihi/samuil-marshak/pochta-stih.html
- https://www.pencioner.ru/news/biblioteka/stikhi-nashego-detstva-s-ya-marshak-pochta/