Почти всем пользователям сети Интернет когда-нибудь приходилось работать с электронной почтой (англ. e-mail, electronic mail), которая представляет собой технологию по отправке и получению электронных сообщений. Электронная почта, как и обычная (бумажная), имеет свою историю, к которой мы и обратимся.
Стоить отметить, что в 1965 году сотрудниками Массачусетского технологического института была написана почтовая программа MAIL для операционной системы CTSS. Авторы программы Ноэль Моррис и Том Ван Влек сделали возможным обмен сообщениями в пределах одного мейнфрейма (большого компьютера). Многие считают именно этот момент началом электронной почты. Но, история современной электронной почты, которой мы пользуемся сейчас, берёт своё начало на шесть лет позже.
В конце 1971 года программист Рэй Томлинсон написал программу, которая позволила посылать сообщения на удалённый компьютер по протоколу CypNet, использующийся ранее для передачи файлов. Полученные сообщения помещались в файл – «Почтовый ящик».
Так и появилась электронная почта.
Практически сразу программа была им усовершенствована. Томлинсон разработал систему организации почтовых адресов: каждому пользователю компьютера присваивался адрес, состоящий из имени пользователя и сетевого имени его компьютера, которые разделялись знаком @. Этот знак обозначал английский предлог at (в переводе на русский – «на»). Таким образом, выражение user@machine означало user at machine, т.е. такой-то пользователь на таком-то компьютере. После Томлинсон продолжил совершенствовать программу и в марте 1972 года сделал простой пользовательский интерфейс, позволяющий отправлять и загружать сообщения, используя сеть. Через полгода Лоуренс Робертс, коллега Томлинсона, на основе его программы создал свою, которая имела не мало сервисных функций.
Всего через полтора года, завоевав популярность в ARPANET, электронная почта служила для передачи 75% всех данных. А в 1975 году появилась первая почтовая рассылка писем с полезной информацией. Самой популярной рассылкой были новости мира научной фантастики.
В этом же году программист Джон Виттал написал программу MSG, которая включала все известные функции для работы с почтой. С этого момента электронная почта вышла на государственный уровень.
Сегодня значение адреса электронной почты встало на один уровень с адресом места жительства или номером мобильного телефона. Появилось множество почтовых сервисов, а вторая часть выражения user@machine интерпретируется иначе. Теперь вместо machine – конкретного компьютера, на котором работало несколько пользователей, подразумевается сервер, предоставляющий услуги электронной почты. Такой сервер обслуживает сотни миллионов пользователей.
В России среди самых популярных бесплатных серверов (по понятным причинам платным серверам таких высот не достигнуть) можно выделить Mail.ru, Yandex.ru, Hotmail.ru и Rambler.ru. Со всеми этими серверами могут работать почтовые программы Outlook Express и The Bat!
MAIL — это была специальная больше команда, встроенная в операционную систему, нежели отдельный модуль или программа. Она передавала сообщения пользователям (обслуживающим её программистам) в одной машине в следующем формате:
Он записывался кратко, например: MAIL M1422 2911
Посредством этой команды назначались задачи работникам техподдержки. Сообщения сохранялись в специальном файле-хранилище MAIL BOX, в ячейке указанного адресата.
Параллельно с экспериментом на IBM 7090/7094 велась разработка программного механизма для общения на ЭВМ Q32 осенью 1965 года. Этот агрегат был разработан для военного министерства корпорацией IBM и установлен в офисе компании Rand Corp.
Новый толчок развития идея виртуальной переписки получила в 1968 году. В этот период времени разработчик Рэй Томлинс в рамках военного проекта ARPANET (предшественника интернета) написал секретную программу Send Message (SNDMSG). Она обеспечивала связь между пользователями ARPANET. Но всё ещё соблюдала каноны новоиспечённой технологии — послания помещались и сохранялись в почтовый спецфайл.
В 1971 всё тот же Р.Томлинс, будучи работником BBN (Bolt Beranek and Newman, Inc.), создал новый вариант почтового сервиса. Это приложение было написано на основе предыдущих наработок — клиента для интрасети и экспериментального модуля для отправки файлов. В своих воспоминаниях Рэй рассказывает о том, что отсылал с одной машины на другую тестовые послания с хаотичным набором символов, чтобы проверить функции почтового ПО.
Весной 1972 года после кропотливой модернизации Томлинс внедрил своё детище в оборонную сеть ARPANET. Вместе с новой разработкой пришёл и новый формат адреса почты, который нынче принят за стандарт — название с символом «@» (собачкой). На телетайпе «@» применялась для обозначения пунктуационных знаков и «at» (на русск. — «на»).
В июле этого же года (1972) разработчик Ларри Робертс явил прообраз десктопного почтового клиента. Его программа умела формировать каталоги посланий, копировать сообщения и помещать их файл-контейнер, выполнять пересылку послания другим людям и использовать автоответчик. Среди немногочисленной на то время, образно говоря, сетевой общественности, новинка Робертса возымела успех. Ей начали активно пользоваться.
В 1973 г. руководство ARPA, проанализировав трафик своей сети, пришло к выводу, что 75% её трафика приходится на переписку по e-mail. Двумя годами позже, в 75-м, в паутине ARPANET появляется первая массовая рассылка по ящикам. Её создал Стив Уолкер совместно с модератором Эйнаром Стефферудом. Инфо-письма авторы посылали вручную. Подписчики получали от них новости фантастики (SF-Lovers).
Также в этом году (1975) Джон Виттал представил свой клиент, разработанный по типу «всё включено». Он был оснащён полноценным набором функций для работы с корреспонденцией.
26 марта 1976 Елизавета II, воспользовавшись оборудованием службы коммуникации RSRE, что в Малверне, собственноручно отправила депешу по компьютерной почте.
В 1977 г. учёный Ларри Лэндвебер из Висконсина написал приложение THEORYNET, которое пересылало корреспонденцию в сети, состоящей из свыше 100 ИТ-работников. Оно было адаптировано для пользования в TELNET.
12 апреля 1979 «родился» легендарный смайлик, без которого сегодня не обходится ни одна виртуальная беседа. В этот знаменательный день Кевин Маккензи послал в сетевое объединение «Message Services Group» заявку с оригинальным предложением — тексты электронных посланий «разбавлять» символами, обозначающими эмоции, например, «; — )». Его просьба вызвала ожесточённые споры среди специалистов: кто-то приветствовал такую форму общения, ну а кто-то был категорически против. Тем не менее, вскоре смайлы получили широкое применение в обиходе виртуального общения.
Так, в 1981 году для университетов была возведена «паутина» CSNET, которая предоставляла возможность переписываться по электронной почте и пользоваться ARPNET. Над ней совместно работали учёные из университетов штатов Висконсин, Делавэр, а также специалисты компаний BBN и RAND Corporation.
1982 год ознаменовался появлением сети EuNet от группы учёных European Unix Users Group. В её задачи входило обеспечение переписки по почте и предоставление услуг USENET владельцам машин с UNIX-системой.
20 сентября 1987 года при помощи протокола CSNET было отправлено из Китая в Германию электронное послание.
В 1988 году разработчики сети FidoNet предоставили своим клиентам возможность общаться с пользователями из других сетей.
Годом позже, в 89-м, впервые была налажена коммуникация между Интернетом и коммерческими почтовыми сервисами.
В 90-х гг. прошлого столетия технология «e-mail» обрела статус мощного инструмента коммуникации, доступного для широкого круга пользователей.
В 1994 году впервые была зафиксирована спамная рассылка.
4 июня 1996 года стартовал сервис Hotmail от Microsoft.
В 1997 г. количество рассылок на самые разнообразные темы в каталоге Liszt достигло отметки «72 тысячи». 8 марта этого же года открылась почта Yahoo! Mail.
Осенью 1998 года на просторах Сети появился русскоязычный почтовый сервис Mail. Компания Casio PhoneMate выпустила девайс IT-380 E-Mail Link для работы с онлайн-корреспонденцией.
С пришествием миллениума «мыльная индустрия» разрослась до невиданных размеров. Почтовые сервисы стали появляться в Сети, как грибы после дождя. Бизнесмены, программисты, рядовые обыватели интернета стали активно пользоваться e-mail. Однако масштабность индустрии повлекла за собой и некоторые негативные проявления.
2000 г. Ранним утром 4 мая в почтовых ящиках многие пользователи обнаружили вирус «I Love You». Его «штамм» был распространён с Филиппин через взломанные ящики. Общий ущерб зловреда составил 7 млрд. долл. В США фактически каждая 15-я компания в той или иной мере пострадала от этого зловреда. 26 июня стартовал сервис Яндекс.Почта.
1 апреля, в день юмора и смеха, была запущена почта от Google — Gmail.
В наше время, на рубеже второго десятилетия XXI века и новой эры, электронная почта продолжает активно совершенствоваться как ИТ-технология и с каждым годом предоставляет пользователю всё больше полезных опций по комфортному обеспечению коммуникации, обмену и хранению данных.