Как известно, опорная кран-балка обычно управляется с кабины. Управлением занимается оператор, также называемый крановщиком или машинистом, на разных предприятиях по-разному. Данный работник должен не только правильно и ответственно выполнять свои задачи, но и ощущать определенный уровень комфорта, который напрямую влияет на такие факторы, как усталость, внимательность, сосредоточенность. Поэтому к кабине предъявляются соответствующие требования, которые учитываются конструкторами при разработки рабочего места оператора грузоподъемного оборудования.
К первому требованию можно отнести оптимальный обзор из кабины. Это необходимое условие, чтобы крановщик мог видеть всю обстановку в момент управления краном, и особенно при подъеме и перемещении грузов. Обзор должен быть хорошим, как снизу, так и по сторонам. Если останется «слепая зона», это может привести к аварии на производстве.
Для обеспечения лучшего обзора, кабины проектируются в форме усеченного конуса. Это позволяет оператору, сидя в кресле, отлично видеть обстановку и замечать важные детали. В свою очередь, кабина может быть открытого или закрытого типа.
Второе требование – размеры. Здесь присутствует сразу два момента. Первый состоит в том, чтобы крановщику было просторно и удобно, иначе он будет быстро уставать, сидя в неудобном положении. Второй касается удобства управления – пульт с рычагами и кнопками должен находиться на максимально удобном для оператора расстоянии, не слишком близко и не слишком далеко.
Третье требование – условия работы внутри кабины. Прежде всего, климатические, так как работник не должен мерзнуть или, наоборот, подвергаться повышенным температурам. И то, и другое пагубно отражается на его здоровье, а также способности выполнять свои задачи. Рабочее место крановщика может оснащаться кондиционером или обогревателем, в зависимости от того, какой климат внутри цеха.
Другое важное условие = вентиляция. Это актуально для закрытых кабин. В них присутствует система вентиляции, обеспечивающая правильную циркуляцию и поступление кислорода.
Четвертое требование состоит в том, чтобы кабина отвечала всем правилам техники безопасности, в том числе и противопожарной, и электрической. Именно поэтому дверь в кабину открывается внутрь, чтобы при аварии она не была завалена обломками или тяжелыми предметами, мешающими открыть ее и выбраться наружу.