Ребус 2018 — Конкурсы. Математика — Каталог статей — Персональный сайт

Викторина «Царство ребусов»

  • Бакай Марина Михайловна, воспитатель ГПД

Разделы:
Внеклассная работа

Цели:

  • Расширение кругозора учащихся, накопление знаний.
  • Развитие творческих способностей, памяти, внимания, усидчивости.
  • Развитие мыслительной деятельности и умственных способностей.
  • Способствовать сплочению детского коллектива.

Предварительная работа:

  • Изготовление эмблем для команд, фишек с баллами для подведения итогов конкурсов, составление самими учащимися 2 класса ребусов, сообщение учеников по теме “История ребусов”

Оборудование:

  • Цветные карандаши, фломастеры
  • Карточки с ребусами
  • Листочки для разминки конкурсов “Дешифровщик” и “Имена”
  • “Волшебная коробка”

Жюри:
учащиеся, подготовившие ребусы.

Ход викторины:
учащиеся распределяются на три команды, вытаскивая из “волшебной коробки” эмблему команды.

Ведущий:

Внимание! Внимание! Приглашаю всех отправиться в “царство Ребусов”. Не забудьте взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность и взаимопомощь. В нашей викторине встречаются команды: “Звездочки”, “Божья коровка” и “Рыбки”. Вам, конечно, хочется знать, чем мы будем заниматься. Сегодня вы будите отгадывать ребусы и сами их составлять. Давайте вспомним, что же такое ребус?

(Ответы детей.)

Ребус – это загадка, головоломка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков. Вспомним историю возникновения ребусов
.

(Рассказ учеников.)

Появились ребусы очень давно. Название слова “ребус” произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: “Не словами, а при помощи вещей”. Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 15 веке. Составил его Этьенн Табуро. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 году (в 18 веке) на страницах журнала “Иллюстрация”.

У ребусов очень интересная история: давным-давно, когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени посылали своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушка? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вторгнитесь на наши земли”.

Ведущий:
Чтобы отгадать слово, зашифрованное в ребусе, надо знать несколько правил. В разминке мы будем вспоминать эти правила. За каждый правильный ответ команда получает балл

Разминка.

1
. Если в ребусе между двумя картинками стоит знак “+”, то нужно сложить названия рисунков.

2
. Если рисунок перевернут, название его следует читать наоборот.

3
. Если перед рисунком слева стоит одна или несколько запятых, то в этом слове надо отбросить одну или несколько первых букв.

4
. Если одна или несколько запятых стоят справа после рисунка, то в этом слове надо отбросить одну или несколько последних букв.

5
. Если две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога “В” (в-о-да, в-о-семь)

6.
Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи цифр, нот, букв греческого алфавита, химических элементов и т.п.

7.
Если предметы, цифры или буквы изображены один на другом, то их названия читаются с добавлением предлога «на
«, «над
» или «под
«.

Ведущий:
Отлично! Мы вспомнили правила разгадывания ребусов! Разминка окончена!

(Подведение итогов разминки)

Встречаются и хитрые ребусы, над разгадкой которых нам придётся потрудиться!

Конкурс “Имена”.

Ответы: 1) Валя; 2) Наташа; 3) Вера; 4) Наум; 5) Евгения; 6) Надежда; 7) Вова; 8) Афанасий.

Подведение итогов конкурса..

Ответы: 1) лом; 2) волосы; 3) лицо; 4) чаепитие.

Ответы: 1) вобла; 2) вода; 3) натюрморт; 4) водоворот; 5) ананас; 6) хвост.

Ответы: 1) ваза; 2) лисица; 3) вагон; 4) посёлок.

Ответы: 1) место; 2) пятнашки; 3) столб; 4) витрина; 5) тритон; 6) родина.

(Подведение итогов конкурса.)

Конкурс “Шифровальщик”.

Ведущий:
Вы знаете правила разгадывания ребусов, теперь давайте попробуем превратить слова в ребусы! Не забывайте, что рисунки в ребусах должны быть ясными и точными! Много запятых делают ребус неинтересным, применяйте различные способы.

Слова: КОМНАТА, ОВРАГ, СТРИЖ, ПОДВАЛ, ВОЛК.

(Подведение итогов.)


Конкурс “Лишнее слово”.

Ведущий:
Сейчас мы попробуем усложнить задание: каждая команда вытаскивает из “волшебной коробки” листок с непонятными словами. Прочитайте правильно слова, найдите лишнее слово и попробуйте зашифровать его.

1.) РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД. (
Карандаш, ручка, кисточка, ведро.

)

2.) ОКВОСТ, ЛЕЙК, САРКАК, ТИЛАСПЛИН. (Восток


, клей, краска, пластилин.)

3.) ЗАРО, ИЯЛИЛ, ШКАРОМА, ВАСО. (
Роза, лилия, ромашка, сова.

)


Конкурс “Кто быстрее?”

Из каждой команды в этом конкурсе участвует 2 человека. Из “волшебной коробки” представители команд вытаскивают карточку с заданием расшифровать два слова.

  • АК + 3 + СА;
  • 100 + ЛИЦА;
  • 6’;
  • 100 + Г;
  • ПО + 2 + Л;
  • 7 + Я.

Ответы: актриса, столица, шест, стог, подвал, семья.

(Подведение итогов.)

Ведущий:
Пока жюри подводит итоги викторины, вы можете зашифровать сами свои имена!

Ведущий:
При составлении и разгадывании ребусов нам пришлось многому научиться: быть внимательными, наблюдательными, мы научились анализировать слова, сопоставлять и сравнивать, выделять главное, убирать лишнее, а это значит – мы научились мыслить! Умение решать и составлять ребусы влияет на успешное обучение.

26.06.2013

Ссылка на основную публикацию